Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что для них важно, а что нет. Задача учителя – научить учащихся понимать, как различные части информации могут быть связаны между собой, научиться рассматривать новые идеи и знания в соответствующем контексте, осмысливать новые встречи, отвергать ту информацию, которая не имеет отношения к делу или является неверной. Анализируя информацию, определяя проблему, взвешивая альтернативные мнения и принимая продуманные решения, учащиеся учатся мыслить.
В течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы общего образования всех стран мира. Объясняется это уникальностью роли учебного предмета «Математика» в формировании личности. Образовательный, развивающий потенциал математики огромен.
В УМК А.Г.Мордковича практически реализованы принципы развивающего обучения, сформулированные Занковым.
- обучение на высоком уровне трудности;
- прохождение тем программы достаточно быстрым темпом;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осмысление процесса обучения;
- формирование положительной мотивации к учебе (педагогика успеха).
- развитие всех учащихся, учитывая, что у каждого из них свой предел возможностей (4 уровня сложности заданий)
Мною разработаны рабочие программы по УМК А.Г.Мордковича в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
В условиях реализации профильного образования в гимназии, основной целью своей педагогической деятельности вижу формирование мыслящей личности через развитие логического мышления учащегося.
Технология проблемного обучения соответствует поставленной цели. Проблемное обучение многофункциональное и решает следующие задачи:
- Стимулирует мотивацию учения;
- Повышает познавательный интерес;
- Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
- Развивает творческие способности;
- Формирует убеждения;
- Формирует навыки исследовательской деятельности;
- Развивает коммуникативные компетенции.
Одним из эффективных средств обучения и воспитания учащихся несомненно являются информационные технологии, способствующие развитию активной познавательной деятельности. В своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты, медиаучебники, программы тестирования, программы академии «Кирилла и Мефодия». Владение методикой активных форм обучения и применение их на практике помогает мне добиться стабильных результатов в обучении и развитии учащихся. Отслеживая уровень обученности школьников по математике за последние годы можно сделать вывод, что качество знаний находится на оптимальном уровне, достаточно стабильные показатели свидетельствуют о высокой учебной мотивации.
Результаты обученности учащихся за 5 лет.
Учебный год |
успеваемость |
Качество знаний |
Средний балл |
2009-10 |
|
|
|
математика |
100% |
60% |
3,80 |
алгебра |
100% |
27,84% |
3,34 |
геометрия |
100% |
39,88% |
3,5 |
2010-11 |
|
|
|
алгебра |
100% |
31,30% |
3,5 |
геометрия |
100% |
42,35% |
3,5 |
2012-13 |
|
|
|
математика |
100% |
77,78% |
4,22 |
алгебра |
100% |
46% |
3,6 |
геометрия |
100% |
48,06% |
3,5 |
информатика |
100% |
100% |
4,67 |
2013-14 |
|
|
|
математика |
100% |
88,89% |
4,17 |
алгебра |
100% |
41,81% |
3,5 |
геометрия |
100% |
38,3% |
3,5 |
информатика |
100% |
84,62% |
4,08 |
Рост качества знаний по математике объясняется возрастными особенностями учащихся (5-6 классы) и повышенным интересом к предмету математика.
За период 2009-14 показатели по алгебре и геометрии стабильны. Наметилась тенденция к повышению качества знаний по геометрии.
Особенностью гимназического образования является выбор профиля в 8 классе, которому предшествуют проводимые учителями гимназии элективные курсы в прогимназических классах и анализ анкетирования учащихся и родителей по выбору профиля. Для достижения цели профильного обучения я разработала программы углубленного изучения алгебры для 8-го и 9-го классов. Содержание программ профильного обучения соответствует требованиям социального заказа со стороны участников образовательного процесса на изучение предмета математики.
Одновременно, программы углубленного изучения алгебры помогают мне существенно повысить общее качество образования и обеспечить высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.