Формы самоанализа урока
1) краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
2) структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
3) системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;
4) полный – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;
5) структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому этапу;
6) комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
7) психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
8) дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая.
1) обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
2) аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
Примеры аспектов урока:
Вариант 1 самоанализа урока
- Место данного урока в теме.
- Воспитательные функции урока.
- Учебные возможности и уровень подготовленности учащихся.
- Соответствие методов преподавания целям урока.
- Присутствие обратной связи между учащимися и учителем, активность учащихся.
- Использование групповых, коллективных и иных форм обучения.
- Дифференцированный подход в обучении.
- Соблюдение дозировки времени на уроке.
- Уровень подачи домашнего задания.
- Психологический и эмоциональный климат в течение урока.
- Оценка результатов обучения и подведение итогов.
Вариант 2 самоанализа урока
Самоанализ урока учителем предусматривает ответы на следующие вопросы:
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?
- Какие особенности класса были учтены при планировании урока?
- Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?
- Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?
- Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)?
- Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке?
- Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели?
- Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будут ли перегрузки учащихся?
- Какие выводы на будущее можно сделать из результатов урока?
Вариант 3 самоанализа урока
- Общая структура урока (основная дидактическая цель урока; его место в системе уроков по теме; основные моменты урока, дозировка времени; соблюдение основных требований к оформлению каждого урока, эффективность использования времени на уроке).
- Реализация основной дидактической цели (выполнение требований программы, соотношение материала, объясненного на уроке и данного на самостоятельную работу, организация восприятия, внимания, познавательного интереса, организация первичного закрепления материала, проверка качества ЗУН, использование раздела и программ, требования к знаниям: опрос учащихся – принцип вызова, дифференцированные задания, использование примерных норм оценок учащихся, данных в программах).
- Развивающая сторона урока (вовлечение учащихся в совершение основных мыслительных операций, преодоление посильных трудностей, развитие познавательной самостоятельности и последовательности, научности связи теории с практикой, прочности знаний).
- Соблюдение основных принципов дидактики (принцип наглядности, сознательности и активности в работе учителя и учащихся, доступности и посильности, систематичности и последовательности, научности связи теории с практикой, прочности знаний).
Методы обучения (методы введения нового материала, закрепления и выработка умений и навыков, контроля; соответствие методов общей направленности обучения дидактической цели;
5. специфике учебного предмета; зависимость выбора методов обучения от материальной оснащенности школ).
6. Воспитывающая сторона урока (использование воспитательных возможностей содержания учебного материала, формирование мировоззрения, связь с жизнью, воспитание добросовестного отношения к труду, учению, использование воспитательной возможности оценки, воспитательное воздействие личности учителя).
7. Учитель на уроке (подготовка к уроку, роль конспекта, виды деятельности на уроке, контакт с классом, индивидуальный подход к учащимся, значение предмета, увлеченность им).
8. Работа учащихся на уроке (подготовка учащихся к уроку, активность на разных этапах урока, виды деятельности, культура речи, дисциплинное отношение к предмету, учителю: динамика работоспособности, моменты наивысшей активности, падение работоспособности, их причин, уровень сформированности умения учиться).
8. Гигиенические условия урока (помещение, его оснащенность, мебель, соблюдение принципов рассадки, расписание на этот день, длительность и характер проведения физминуток, влияние гигиенических условий на динамику работоспособности на уроке).
Вариант 4 самоанализа урока
Самоанализ урока учителем предусматривает ответы на следующие вопросы:
- Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как этот урок связан с предыдущими, как этот урок связан с последующими уроками? Каков тип урока?
- Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
- Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, задачи развития? Была ли обеспечена их взаимосвязь? Какие задачи были главными? Как учтены в задачах особенности класса?
- Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли были связаны этапы урока?
- Выведено ли главное, существенное на уроке?
- Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала и почему?
- Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся?
- Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществляется?
- Как использовался на уроке учебный кабинет, какие средства обучения?
- За счёт чего обеспечивалась в классе высокая работоспособность школьников в течение всего урока, как поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение?
- Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось – почему? Как учитель планирует выполнить нереализованное?
Вариант 5 самоанализа урока
- Какие практические задачи решались на уроке?
- Реализованы ли все поставленные задачи на уроке?
- Достаточно ли содержателен был материал текстов и упражнений; соответствовал ли он возрастным интересам учащихся; какова его воспитательная и образовательная ценность?
- Какие использовались организационные формы на уроке; где, в каких «точках» урока применялись коллективные формы организации деятельности школьников, для решения каких задач?
- Все ли возможности были использованы для стимулирования речемыслительной активности учащихся (страховка от ошибок, обеспечение опорами и др.)?
- Какие вербальные и (или) невербальные (наглядные) стимулы использовались на уроке?
- Какие средства обучения использовались?
- Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся?
- Как вы оцениваете активность учащихся на уроке? Какие виды работы вызывали у них интерес?
- Как организован контроль усвоения знаний, умений, навыков? В каких формах и методах он осуществлялся?
- Достаточно ли было личностно ориентировано содержание материала на уроке; в чем это проявлялось?
- Каким образом окончание урока показало учащимся достигнутое на уроке и мотивировало их дальнейшую работу по изучаемому языку?
- Оцените результативность урока: чему научились школьники? Какие навыки формировались, развивались и совершенствовались? Какие умения развивались?
Вариант 6 самоанализа урока
- 1. Характеристика класса.
- Проанализировать структуру межличностных отношений: лидеры, аутсайдеры; наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры класса.
- Охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся: дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленность; особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения.
- Охарактеризовать недостатки психического развития: слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу.
- Проанализировать недостатки подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях; проблемы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.
- Кратко проанализировать недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.
- 2. Анализ внешних связей урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.
- 3. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса, чего надо добиться в знаниях и умениях, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.
- Характеристика замысла урока (план): что собой представляет содержание учебного материала; как будут усваивать его ученики, т.е. каковы методы обучения.
- формы организации познавательной деятельности; какую часть материала они могут усвоить сами; какая часть материала потребует помощи учителя при усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из раннее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и лёгким, а что трудным; каким образом будут достигнуты не уроке воспитывающие и развивающие задачи.
- Характеристика структуры урока: как был построен урок, исходя из его замысла? Характеристика этапов урока, выделение учебно-воспитательных моментов, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.
- Структурный аспект самоанализа: подробный анализ этапов, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока; анализ соответствия в рамках этих моментов задач, содержания, методов и форм (доказательство оптимальности выбора).
- Функциональный аспект урока: определяется, насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.
- Оценка конечного результата урока: оценка качества знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроке, определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом урока. Причины этого разрыва; оценка достижения воспитательных и развивающих задач урока; выводы и самооценка урока.
К каким средствам прибегал учитель для восстановления дисциплины, оценка этих средств.
7. Тон учителя в работе: спокойный , ровный, слишком холодный, эмоциональный , резкий и т.д.
8. Внешнее поведение учителя: невнимательность . сидение на одном месте, лишняя суетливость, лишняя жестикуляция и т. д. Опрятность костюма и т.д.
Организационная сторона урока:
1.Насколько хорошо были организованы учащиеся на уроке; насколько правильно была выбрана организационная форма урока; как обеспечивалось усвоение каждым отдельным учащимся того, что он должен был получить от урока.
2. Насколько рационально было использовано время( правильность , удачность распределения времени по частям урока, потеря времени).
3. Насколько рационально был оборудован урок: все ли вовремя заготовлено; использование пособий, письменных принадлежностей и др . материалов; каков внешняя обстановка класса.
Результаты урока: в какой мере оказалась достигнутой задача, поставленная учителем для данного урока: откуда видно, то дети поняли . усвоили, сделали то, что было нужно; был ли урок достаточно эффективен; есть ли уверенность в том. что каждый ученик получил от урока то, что следовало.