Цель урока: чего учитель хотел добиться на уроке; насколько это было ясно. Как цель урока была доведена до сознания учащихся, какими приемами.
Содержание урока: его научная достоверность, грамотность; доступность для учащихся данного возраста; соответствие содержания программным установкам; моменты связи учебной работы с практикой; есть ли в уроке моменты связи теории с практикой или это следует считать упущением; моменты связи урока с другими дисциплинами.
Методическая сторона урока:
1.На какие части урок распадался, насколько удачна последовательность этих частей; насколько удачно было сочетание различных методических приемов.
2. Какие из следующих элементов педагогического процесса имели место на уроке: повторение, связь с предыдущим; стимулирование на новую работу; сообщение и изучение нового; тренировка ( упражнение); закрепление и фиксация; применение знаний , умений , навыков на практике; проверка выполнения работы и усвоения знаний; организующие моменты (планирование , организация на работу, дача задания на дом и т.п.)какое было сочетание этих элементов на уроке, насколько оно удачно.
3. Насколько удачно на данном уроке было соотношение между изложением со стороны учителя и самостоятельной работой учащихся.
4. Приспособленность методических форм и приемов, употребляющихся на уроке, к возрастным особенностям учащихся.
5. Если на уроке фигурировали письменные задания, то каково качество этих заданий.
Учащиеся и учитель на уроке:
1. Насколько правильно осуществлял учитель свое руководство в различные моменты урока.
2.Насколько детям было интересно.
3. как было организовано и захвачено их внимание.
4. насколько дети были инициативны, активны ( не было ли подмены детской работы работой учителя или , наоборот, необоснованный расчет на полную самостоятельность и самодеятельность учащихся).
5. Дифференцированный подход учителя к различным категориям учащихся.
6. Случаи нарушения дисциплины учащимися на уроке. Чем они вызваны ,
Примерная схема анализа ( самоанализа) здоровьесберегающей функции урока.
№ |
Требование к уроку |
Способы реализации требования |
1 |
Комплексное планирование целей урока, в том числе задач, имеющих оздорови-тельную направленность |
Цели и задачи урока имеют здоровье сберегающую направленность, формируют отношение к здоровью человека как ценности, способствуют формиро-ванию потребности в здоровом образе жизни |
2 |
Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий обучения |
Наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности , соответству-ющих СанПиНам мебели, оборудо-ванию, оптимальной окраски стен и т.д. Организовано сквозное провет-ривание до и после занятий и частичное -на переменах. Проводится влажная уборка кабинета между сменами. |
3 |
Научная организация труда на уроке: |
|
А) |
Обеспечение сильной, оперативной и надежной прямой связи в управлении учебным процессом |
Сила прямой связи- воздействие на ученика знанием и вниманием. Оперативность- быстрая, без искажения передача информации от учителя к ученику. Надежность- компетентность учителя, умение стимулировать мотивацию ученика |
Б) |
Обеспечение сильной, оперативной и надежной обратной связи в управлении учебным процессом |
Разработана система обратных связей, которая необходима не только учителю, но и ученику, чтобы знать о своих достижениях. Самооценка ученика и его успехи самые высокие, когда учитель хвалит и не помогает, низкие- ругает и не помогает, очень низкие- ругает и помогает. |
№ |
Требование к уроку |
Способы реализации требования |
В) |
Обеспечение первичной и вторичной априорной настройки учеников |
Первичная априорная настройка связана с желанием учиться . Вторичная – когда знаешь значимость предмета, а учителя- только хорошие. |
Г) |
Обеспечение привлекательности предмета и урока |
Предмет и урок должны чем- то привлекать: актуальной темой, оригинальной формулировкой темы, эмблемой- символом, перспективой получения недоступных ранее знаний и т.д. |
Д) |
Обеспечение первичной и вторичной апостериорной настройки учеников |
Первичная – когда ученик попадает в мир школы и класса. Вторичная – захватывает начало урока: за это время ученик должен увлечься настолько, чтобы ни одна посто-ронняя мысль не пришла к нему в голову. |
Е) |
Учет индивидуальных особенностей врабатывания учащихся |
Учитываются индивидуальные особенности естественных биорит-мов учащихся. Первая часть урока не загружается ответственным ма-териалом. Заинтересовать учащихся и изложить «правила игры». |
Ж) |
Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности |
Досконально продумывать план урока, не давать ученику отвлечься. Изложить и обсудить основной материал. |
З) |
Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока |
Не выходить за пределы норм и критериев переработки информа-ции. Не допускать информацион-ной перегрузки учащихся ( не переходить на скороговорку, не читать по бумажке, использовать паузы для акцентировки, соображения, отдыха) |
И) |
Обеспечение преодоления информационных барьеров |
Умение преодолевать резонансный , образовательно-языковый, профессионально-языковый и национально-языковый барьеры. |
К) |
Оптимальный ритм труда |
Найдено правильное соотношение между темпом и информационной плотностью. Оно варьируется с учетом физического состояния и настроя учащихся. Темп умело сочетается с ритмом. |
Л) |
Обеспечение и привычной последовательности и систематичности работы |
Сформированы традиционные алгоритмы урока. Учитель и ученики своевременно готовят себя к уроку |
М) |
Обеспечение мемориальной информативности на уроке |
Учитывая, что впервую очередь запоминается необычное , учитель умело совмещает привлечение с запоминанием, « завязывает узелки», используя удивительные факты, яркие образы, бытовые примеры и т. д. |
Н) |
Обеспечение возвратной информативности на уроке |
Используется эффект глубины изложения, богатства содержания, блеска речи и т. д. Ученики должны идти не только на урок , но и на учителя! |
О) |
Планирование обоснованных с точки зрения здоровья переходов от одного этапа урока к другому |
Своевременно обнаруживается наступление фаз неполной компен-сации, устойчивого снижения рабо-тоспособности, « взрыва». Прини-маются необходимые меры к ак-тивному отдыху и восстановлению. |
П) |
Обеспечение правильного чередования труда и отдыха, смены одних форм труда другими. |
Для снятия психоэмоционального и статического напряжения активно используются физкультминутки ипаузы общего и специального воздействия |
№ |
Требование к уроку |
Способы реализации требования |
Р) |
Сохранение функции зрения |
Используются медико-гигиени-ческие приемы сохранения функ-ции зрения, методика активизации мышечного тонуса и моторно-коор-динаторных сенсорных тренажей по В.Ф. Базарному и др. |
С) |
Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся |
Подобрана соответствующая воз-расту мебель.Ведется системати-ческий контроль за осанкой детей |
Т) |
Соблюдение норм домашних заданий |
строго выполняются требования к объему д/з, предусмотренные СанПиНами. |
У) |
Своевременное окончание урока |
Звонок – для ученика! |
4. |
Обоснованность ( с точки зрения сохранения здоровья учащихся) методов, применяемых учителем |
Учитель грамотно применяет методы принуждения(постановка единой задачи, опрос, оценивание, распределение обязанностей), свободного выбора ( беседа, выбор игрового действия, свобода твор-чества),самопознания и развития ( познавательных процессов, эмоцио-нальной сферы, волевой сферы, коммуникативности, самооценива-ния) с акцентом на последние |
5. |
Разумное сочетание видов деятельности ученика на уроке |
Наряду с рутинной ( слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы), на уроке широко пред-ставленыигровая ( групповая, парная , индивидуальная) и твор-ческая деятельность учащегося. |
6 |
Обеспечение мотивации деятельности ученика |
Наряду с внешней(оценка, похвала учителя, стремление опередить других), на уроке проявляется и внутренняя(стремление больше узнать, поделиться знаниями)мотивация учеников |