Пояснительная записка
Цели
обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в
развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Исторически
сложились две стороны назначения математического образования: практическая,
связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его
продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с
овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим
методом.
Практическая
полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются
фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные
отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до
достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.
Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства
и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и
интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации,
малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей
жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться
общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и
применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических
измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм,
графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять
несложные алгоритмы и др.
Без
базовой математической подготовки невозможна постановка образования
современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения
смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни
становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой
общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, все
больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с
непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика,
химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким
образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится
профессионально значимым предметом.
Для
жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля
мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе
математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления
естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация,
анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.
Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают
механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать
и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль
принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании
умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе
решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики –
развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Использование
в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность
развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать
наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические)
средства.
Математическое
образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым
компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее
знакомство с методами познания действительности, что включает понимание
диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о
предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и
гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и
прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию
человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию
геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает
воображение, пространственные представления. История развития математического
знания дает возможность пополнить запасы историко–научных знаний школьников,
сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой
культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития
математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших
науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Роль
математической подготовки в общем образовании современного человека ставит
следующие цели обучения математике в школе:
-
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в
практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения
образования;
-
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных
для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в
обществе;
-
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как
форме описания и методе познания действительности;
-
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
понимания значимости математики для общественного прогресса.
Реализацию
вышеуказанных целей обеспечивает учебно-методический комплект «Алгебра 7 класс»
Мордковича А.Г. Разрабатывая данную программу, мы опирались именно на этот
учебник.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ
ДЛЯ 7 КЛАССА (102 часа)
Математический язык. Математическая модель (13 часов)
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной.
Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и
о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные
уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая,
виды промежутков на ней.
Основная цель изучения данной темы – выработать у учащихся
умение выполнять действия над степенями с натуральным показателем.
Линейная функция (11 часов)
Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки.
Алгоритм построения точки М(а;b) в прямоугольной системе координат.
Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнение.
График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения.
Линейная функция. Независимая переменная (аргумент).
Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения
линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной
функции. Взаимное расположение графиков линейных функций.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (13
часов)
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический
способ решения уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как
математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи)
Степень с натуральным показателем (6 часов)
Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства
степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми
показателями. Степень с нулевым показателем.
Одночлены. Операции над одночленами (8 часов)
Понятие одночлена. Коэффициент одночлена. Стандартный вид
одночлена. Подобные одночлены.
Арифметические операции над одночленами.
Многочлены. Арифметические операции над многочленами (15
часов)
Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение
подобных слагаемых членов многочлена. Стандартный вид многочлена.
Формулы сокращенного умножения. Деление многочлена на
одночлен.
Разложение многочленов на множители (18 часов)
Разложение многочлена на множители: с помощью формул
сокращенного умножения, способ группировки, вынесение общего множителя за
скобки, комбинированный способ. Метод выделения полного квадрата.
Основная цель изучения данной темы - выработать умение
выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочлена на
множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения
выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений.
Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической
дроби.
Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные
преобразования.
Квадратичная функция
(9 часов)
Квадратичная функция, ее свойства и график. Графическое
решение уравнений. Кусочная функция. Чтение графика функции. Область
определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка
разрыва. Функциональная символика.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ (7 КЛАСС)
Данной программой предусмотрено, чтобы в процессе изучения
учащиеся овладеют системой математических знаний и умений и будут:
- иметь представления о числовых и алгебраических выражениях,
о математическом языке и о математической
модели, о линейном уравнении как математической модели реальных
ситуаций.
- знать определение степени с натуральным показателем,
свойства степеней.
- уметь выполнять действия над степенями с натуральными
показателями.
- знать определение одночлена, его стандартный вид.
- уметь выполнять сложение, вычитание, умножение, возведение
одночлена в натуральную степень, деление одночлена на одночлен.
- знать определение многочлена, его стандартный вид.
- уметь выполнять сложение, вычитание, умножение, деление
многочленов.
- знать формулы сокращенного умножения.
- уметь применять формулы сокращенного умножения для
преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на
множители, комбинировать различные приемы.
- иметь представления об алгебраических дробях.
- уметь сокращать алгебраические дроби.
- знать основные функциональные понятия и графики
функций у=кх+в, у=кх.
- уметь строить и читать графики линейной функции, находить
наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке.
- знать определение, свойства, график
функции у=х 2 , понятие о
непрерывных и разрывных функциях, функциональную символику.
- уметь находить наибольшее и
наименьшее значения на заданных промежутках, строить и читать графики
функции у=х2, «кусочных»
функций, решать уравнения графическим способом.
- знать основные способы решения
систем линейных уравнений с двумя переменными: метод подстановки, метод
алгебраического сложения, графический метод.
- уметь решать системы линейных
уравнений с двумя переменными.
- уметь применять решение систем
линейных уравнений при решении текстовых задач.
|