Главная | Регистрация | Вход | RSSПн, 23.06.2025, 22:18

Сайт учителя математики и информатики Сериковой Екатерины

Содержание
Категории раздела
Мои статьи [3]
Галерея
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Дистанционное обучение в школе: проблемы и перспективы
Согласно целям  Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы одним из главных направлений реализации мероприятий государственной политики по обеспечению функционирования и развития всех уровней сферы образования должно стать обеспечение доступности качественного образования.  
Доступность образования, равенство/неравенство возможностей его получения для разных категорий граждан – эти вопросы в современной науке поднимаются и обсуждаются как непрерывный процесс. Это связано в первую очередь, на мой взгляд, и с тем, что в настоящее время происходят серьезные перемены в системе образования: изменяется число образовательных организаций всех форм, видов и уровней обучения; расширяется спектр образовательных услуг; развиваются и массово внедряются в образовательную среду многочисленные инновационные технологии, формы и средства обучения. 
В нашей стране особенно в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие и стали уверенно завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Одна из наиболее активно обсуждающихся в последние годы форм таких услуг – это обучение с использованием глобальной сети Internet или дистанционное обучение. Представления и мнения о целесообразности такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные, об этой технологии много спорят, о ней много пишут в методической литературе, ей посвящают практические семинары по обучению и внедрению в школах. 
Дистанционное обучение сегодня становится  неотъемлемой частью современного образования согласно ст.16 ФЗ «Об образовании» №273 от 29.12.2012.
Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но все же наиболее часто употребляется термин "дистанционное обучение".
На основании изученного материала можно выделить несколько трактовок понятия дистанционного обучения.
1. Дистанционное обучение является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
2. Дистанционное образование - особая форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. 
3. Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения. 
При этом среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от учителя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Несмотря на почти неуловимую разницу в трактовках, можно выделить общее звено. Как любая форма или система обучения, дистанционное обучение имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения; методы, организационные формы и средства обучения. Последние три компонента в дистанционном обучении обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, кейс-технологией, др.).
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с учителем по телефону, электронной или обычной почте, посредством средств телекоммуникации, а также очно.
Важно то, что система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционную систему образования.
Слияние же преимуществ дистанционного обучения и телекоммуникаций позволяет:
- решить проблему интерактивного общения при взаимодействии учителя и учащихся, учителя и учебной группы, отдельного учащегося и учебной группы;
- обеспечить постоянный контроль за степенью усвоения учебного материала;
- обеспечить учащихся учебными материалами и учебной информацией, хранящимися на разнообразных информационных серверах и в базах данных телекоммуникационных сетей;
- развить у учащихся мастерство самостоятельного обучения, персональной "информационной навигации";
- обеспечить вариативное обучение учащихся с помощью смодулированного материала курсов;
- обеспечить гибкое обучение с возможностью индивидуально построенного курса;
- предоставить возможность учиться всем, независимо от их возраста, квалификации, состояния здоровья, занятости, удаленности от центра обучения и т.д.).
Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования, вбирая в себя лучшие черты других форм, дистанционное обучение вошло в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования. 
Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества в сравнении с традиционными формами обучения:
- более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям учащихся, здоровью, месту жительства, и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
- повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем;
- доступность для учащихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
- повышение творческого и интеллектуального потенциала учащихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения; 
- ярко выраженная практичность обучения (учащиеся могут напрямую общаться с конкретным учителем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).
 Тем самым внедрение системы дистанционного обучения в образовательные организации позволит решить следующие проблемы:
- Обучение детей с особыми образовательными потребностями, а также часто болеющих детей;
- Организации дистанционного контроля знаний учащихся;
- Работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
- Оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса; 
- Оказание помощи по углубленному/профильному изучению интересующих учащихся предметов;
Вместе с тем, внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс сопровождается целым рядом проблем и трудностей:
• нормативно-правовые (схема оплаты авторам курса и преподавателям, проводящим занятия с использованием ДОТ);
• педагогические (подготовка новых авторов дистанционных курсов и дистанционных преподавателей);
• технические и эргономические ( наличие качественного доступа к Интернету);
• психофизиологические (отсутствие рабочего времени на проведение дистанционных курсов в рабочее время, большая загруженность преподавателя текущей работой);
• Соблюдение баланса доступность-качество образования;
• необходимость адаптации преподавателя к дистанционной форме     педагогической деятельности с точки зрения его технических, методических и психологических умений и навыков;
• повышение мотивации обучения; 
• создание благоприятного психологического климата при проведении обучения;
• соблюдение норм и правил сетевого этикета и норм педагогической этики.
Для устранения проблем при обучении с применением дистанционных технологий
важно учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося. Даже самые лучшие и передовые технологии, такие как информационные и психолого-педагогические, без оптимизации учебного процесса могут оказать обратное воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить систему дистанционного образования в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной деятельности учителей и учащихся. Ведь обучение с применением дистанционных образовательных технологий - это всего лишь специфическая форма организации обучения, требующая изменения устоев традиционного учебного процесса и пересмотра принципов и методов в педагогической деятельности.
 
Список литературы:
1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Шитова В.А. Организация учебно-воспитательного
процесса с применением IT-технологий: Учебно-методическое пособие. Часть 1. М.: ООО «Диона»,2008. 96 с.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного об-
разования // Педагогика. 2002. № 1. С. 27-33.  

 Интернет ресурсы:

 http://минобрнауки.рф/

http://edu03.ru/
http://iclass.home-edu.ru/
http://wikipedia.org
http://fio.ifmo.ru/
http://www.it-n.ru/
www.eidos.ru/project/eidos-class/
Категория: Мои статьи | Добавил: LoLo (05.04.2014)
Просмотров: 3212 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новости образовани
Календарь
Поиск

Сайт Сериковой Екатерины Александровны © 2025