Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений в течение последних нескольких десятилетий. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышения общего уровня компьютерной грамотности. Новый этап развития системы образования ставит новые задачи в обучении педагогов владению компьютерной техникой. Сегодня не достаточно просто освоить компьютер, нужны серьезные методики и технологии использования информационных ресурсов в учебном процессе, необходимо, чтобы они органично и эффективно сочетались с традиционной деятельностью педагогов. Преподаватель должен уметь создавать свой образовательный модуль, свою учебную программу, владеть специализированными методиками и программами. Рассматривая деятельность педагогов в рамках информационно-образовательной среды образовательного учреждения на данный момент времени можно выделить шесть ступеней использования компьютера. Первая ступень – педагог освоил и использует компьютер в качестве «пишущей машинки». Вторая ступень – знакомство учителя с пакетом офисных программ, их возможностями, приобретение элементарных навыков использования CD-дисков в своей деятельности. Третья ступень – данный этап неразрывно связан с возможностью подключения и выхода в Интернет. Приобретая навыки работы в сети педагог получает практически неограниченную возможность поиска нужной информации. Пятая ступень - плавно новые информационные технологии внедряются в структуру традиционного урока и становятся его неотъемлемой частью. Шестая ступень – у учителя появляется потребность в систематизации и модернизации накопленного дидактического опыта, в том числе и того, который был в профессиональном арсенале преподавателя до начала использования информационных технологий в учебном процессе, то есть потребность в создании электронного пакета документов, который позволит продемонстрировать компетентность учителя. Проходя все эти ступени, педагог делает вклад в формирование и развитие информационно-образовательной среды. Которая, как следует из выводов исследования, проведенного Агентством развития общественных связей «Эксперт» и Университетской корпорацией «Азиатско-Тихоокеанская школа» еще в апреле 2001 года, должна быть более открытой. Поскольку по итогам анкетирования и углубленного интервьюирования среднего класса общества по вопросам образовательных приоритетов, исследовательской группой были получены следующие результаты. В своих детях средний класс, в первую очередь, хочет видеть собственные черты - самостоятельность, целеустремленность, независимость, умение принимать решения и брать на себя ответственность (а значит, и формировать свой личный заказ на образование). На второе место вышли личностные характеристики: великодушие, мужество, любознательность, честность, доброжелательность. И лишь на третьем месте оказались конкретные предметные умения и навыки. Это позволило исследовательской группе сделать вывод, что общественный интерес к сфере образования в последние годы смещается с традиционных вопросов содержания образования в сторону общих способов деятельности и возможности формирования личного заказа на образование. Учащиеся, реализуя свой личный заказ на образование через построение индивидуальных образовательных программ, часто вынуждены выходить за пределы базовой школьной программы. Школьники и их родители начинают искать возможности, где могла бы разворачиваться их индивидуальная образовательная программа вне школы - посещение школ по направлениям (музыкальных, художественных и т.д.), кружков, лекториев, в последнее время большое внимание стало уделяться возможности получения дистанционного образования, в связи с чем даже появился даже особый термин «e-learning». Исследуя технологии и способы развития так называемого электронного образования в России, приходим к выводу о том, что наиболее заинтересованы этим вопросам ведущие ВУЗы страны, а рядовые школы не проявляют никакой инициативы и особо не интересуются данным вопросом. Хотя именно со школьной скамьи должны быть представлены все возможные формы получения образования, а учащиеся должны быть научены способам реализации этих возможностей. То есть, образовательное пространство для ребенка должно задаваться не столько каким-то конкретным образовательным учреждением и жестко заданной в нем учебной программой, сколько осознанием разнообразных образовательных возможностей и их определенной соорганизацией. Вместе с тем это образовательное пространство может быть как открытым, так и закрытым. Закрытое образовательное пространство - это пространство, в котором существует определенный путь, которым надо провести ученика. Заранее известен и тот образ, к которому надо его привести. Идеал закрытого образовательного пространства - это определенный Учитель, его Школа, его конкретные методы преподавания. Необходимость закрытого образовательного пространства задается необходимостью формирования самодисциплины и воли для освоения обязательной учебной программы. Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа и выбор пути. Идеал открытого образовательного пространства - представленность для ученика множества различных школ. Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения. Необходимость открытого образовательного пространства задается необходимостью формирования представления о человеке, свободном в принятии решения о своем образе. Образовательное пространство может рассматриваться как сфера взаимодействия трех его субъектов: учителя, ученика и среды между ними. Вывод Л. Выготского о трехстороннем активном процессе (активен учитель, активен ученик, активна среда между ними) позволяет рассматривать трехкомпонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка. В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства, учителя и ученика, представлено как активное отношение со средой, которую можно рассматривать как информационный компонент образовательного пространства, структурированного так, что он сам оказывает активное воздействие на других субъектов образовательного пространства. Эта структура может быть определена по Л. Выготскому как «идеальная форма среды». Одной из таких сред может являться персональный сайт конкретного учителя, созданный посредством технологии WWW и размещенный в сети Интернет. Покажем, почему данная форма среды общения ученика и учителя является идеальной в контексте данной статьи. Во-первых, абсолютно любой учащийся, находясь в любом уголке планеты, может воспользоваться теми образовательными услугами, которые предлагаются на данном сайте. Притом выбрать их по собственному усмотрению, желанию-то есть совершить осознанное самоопределение. Во-вторых, данная среда является интерактивной, позволяет высказать свое мнение, обсудить что-либо, привлечь различные страты общества к обсуждению. В-третьих, данный вид взаимодействия не ограничен никакими временными рамками и позволяет получать образование не только ученику, но и самому учителю, посредством организации сетевых сообществ, обмена опытом с коллегами. Помимо этого есть масса причин иметь свой личный сайт с профессиональной точки зрения: Маркетинг. Интернет – хорошее подспорье радио – , теле – рекламе, доскам объявлений и прочему. Ничто не имеет такой эффективности как вебсайт. Кроме того, число пользователей Интернета постоянно растет. Информация. Люди хотят знать, что вы можете сделать для них и что уже сделали. Все больше потребителей использует Интернет, чтобы получить информацию о тех или иных продуктах и услугах. Поэтому, необходимо сделать свой сайт максимально информативным и познавательным. Доступ 7 дней в неделю и 24 часа в сутки. Взаимодействие с посетителями сайта. Всегда можно так организовать структуру своего сайта, что ваши посетители смогут связаться с Вами, не выходя из дома, прямо с вашего сайта. Более того, можно общаться онлайн, давать консультации. Любой пользователь по достоинству оценит такую возможность. Анализ. Сеть Интернет может рассказать вам о том, что нужно вашим посетителям. Легко можно выяснить какие запросы делают пользователи поисковых систем и на основе их анализа корректировать наполнение сайта. Заявление о себе. Хорошо разработанный сайт показывает уровень профессионализма и компетентности. То есть, если квалифицированный педагог имеет хороший багаж знаний и опыта, но не представляет как им поделиться, это уже заставляет задуматься о его компетентности. У всех есть свой сайт. В современном деловом мире, любой человек, который хочет узнать что-либо более подробно первым делом пытается найти информацию в Интернете. Поэтому нужно предоставить такую возможность. Дать возможность получить такое образование может только высоко квалифицированный, творчески работающий, социально-активный и конкурентоспособный учитель, ориентированный на гуманистические ценности, владеющий современными технологиями обучения и воспитания, активно использующий Интернет и другие электронные базы в своей педагогической практике.
|