Главная | Регистрация | Вход | RSSВс, 12.05.2024, 06:17

Сайт учителя математики и информатики Сериковой Екатерины

Содержание
Галерея
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Алгебра

Рабочая программа по алгебре  разработана в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, учебным планом МБОУ «Гусиноозерская гимназия» на 2013-2014 учебный год, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основании авторской программы             А. Г. Мордковича (в объеме 102 часа, 3 часа в неделю).

На изучение математики в 8 классе согласно Федеральному базисному учебному плану отводится 5 часов в неделю (всего 170 часов) из них на изучение алгебры – 3 часа в неделю (всего 102 часа) и 2 часа в неделю (всего 68 часов) на изучение геометрии. Согласно рекомендациям Министерства образования Российской Федерации и в продолжение начатой в 7 классе линии, выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект. Тематическое планирование составлено на основе авторского планирования А. Г. Мордковича, представленного авторской программе «Мнемозина» 2007 г.

Общая характеристика учебного предмета Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения  является  обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников  независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем, поскольку для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка.

Роль математической подготовки  в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математики в школе:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения,  алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также   последующего обучения в высшей школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

 

Содержание обучения

Алгебраические дроби (21 час)

Понятие алгебраической дроби. Основное свойство алгебраи­ческой дроби. Сокращение алгебраических дробей. Сложение и вычитание алгебраических дробей. Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень. Рациональное выражение. Рациональное уравнение. Реше­ние рациональных уравнений (первые представления). Степень с отрицательным целым показателем.

Знать/понимать:

- основное свойство дроби;

- правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями;

- правила умножения и деления дробей;

- рациональное выражение, рациональное уравнение;

- степень с целым отрицательным показателем.

Уметь:

-уметь находить допустимые значения переменной;

-уметь сокращать дроби после разложения на множители числителя и знаменателя;

- выполнять действия с алгебраическими дробями;

- упрощать выражения с алгебраическими дробями;

- решать простейшие рациональные уравнения;

- выполнять действия со степенями с отрицательными целыми  показателями

Квадратичная функция. Функция  (18 часов)

Функция у = ах2, ее график, свойства. Функция , ее свойства, график. Гипербола. Асимптота.Построение графиков функций у = f(x + l), у = f(x) + т, у = f(x + l) + ту = -f(x) по известному графику функции у = f(x). Квадратный трехчлен. Квадратичная функция, ее свойства и график. Понятие ограниченной функции. Построение и чтение графиков кусочных функций, составленных из функций у = С, у = кх + m, ,   . Графическое решение квадратных уравнений.

Знать/понимать:

- о функциях вида y = kx2 и ,

= ax2 + bx + c , о их графиках и свойствах;

- как с помощью параллельного построить графики функций y = f(x + l), = f(x) + m,

 y = f(x + l) + m;

- алгоритм построения параболы

= ax2 + bx + c;

- графические способы решения квадратных уравнений.

Уметь:

- строить графики функций y = kx2, ,

= ax2 + bx + c , y = f(x + l), = f(x) + m,

 y = f(x + l) + m;

- описывать свойства функций по ее графику;

- решать графически квадратные уравнения.

Функция . Свойства квадратного корня (18 часов)

Рациональные числа. Понятие квадратного корня из неотри­цательного числа. Иррациональные числа. Множество действи­тельных чисел. Функция , ее свойства и график. Выпуклость функции. Область значений функции. Свойства квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. Освобож­дение от иррациональности в знаменателе дроби. Модуль дей­ствительного числа. График функции Формула

Знать/понимать:

- рациональные числа, бесконечная десятичная периодическая дробь;

- действительные и иррациональные числа;

- о делимости целых чисел, о делении с остатком;

- определение арифметического квадратного корня;

- свойства арифметического квадратного корня;

- определение модуля действительного числа.

Уметь:

- извлекать квадратные корни из неотрицательного числа;

- применять свойства арифметического квадратного корня к преобразованию выражений;

- вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни;

- освобождаться от иррациональности в знаменателе;

- исследовать уравнение ;

- строить график функции  и работать с ним;

- применять свойства модуля.

Квадратные уравнения (21 час)

Квадратное уравнение. Приведенное (неприведенное) квадрат­ное уравнение. Полное (неполное) квадратное уравнение. Корень квадратного уравнения. Решение квадратного уравнения мето­дом разложения на множители, методом выделения полного квадрата.

Дискриминант. Формулы корней квадратного уравнения. Параметр. Уравнение с параметром (начальные представления).

Алгоритм решения рационального уравнения. Биквадратное уравнение. Метод введения новой переменной.

Рациональные уравнения как математические модели реаль­ных ситуаций.

Частные случаи формулы корней квадратного уравнения.

Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линей­ные множители.

Иррациональное уравнение. Метод возведения в квадрат.

Знать/понимать:

- квадратные и дробные уравнения;

- способы решения неполных квадратных уравнений;

- формулу корней квадратного уравнения;

- теорему Виета;

- иррациональные уравнения и способы их решения.

Уметь:

- решать квадратные уравнения, а также уравнения сводящиеся к ним;

- решать дробно-рациональные уравнения;

- исследовать квадратное уравнение по дискриминанту и коэффициентам;

- решать текстовые задачи с помощью квадратных и дробно-рациональных уравнений;

- решать иррациональные уравнения.

Неравенства (15 часов)

Свойства числовых неравенств.

Неравенство с переменной. Решение неравенств с перемен­ной. Линейное неравенство. Равносильные неравенства. Равно­сильное преобразование неравенства.

Квадратное неравенство. Алгоритм решения квадратного неравенства.

Возрастающая функция. Убывающая функция. Исследова­ние функций на монотонность (с использованием свойств число­вых неравенств).

Приближенные значения действительных чисел, погрешность приближения, приближение по недостатку и избытку. Стандарт­ный вид числа.

Знать/понимать:

- определение числового неравенства;

- свойства числовых неравенств;

- стандартный вид числа;

- возрастание, убывание функций.

Уметь:

- находить пересечение и объединение множеств;

- иллюстрировать на координатной прямой числовые неравенства;

- применять свойства числовых неравенств при решении задач;

- решать линейные неравенства;

- решать квадратные неравенства разными способами;

- находить промежутки возрастания и убывания функций;

- записывать числа в стандартном виде.

Обобщающее повторение (9 часов)

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Контрольные работы

1

Повторение

4

 

2

Алгебраические дроби.

21

1

3

Квадратичная функция. Функция .

18

2

4

Функция . Свойства квадратного корня

18

1

5

Квадратные уравнения

21

2

6

Неравенства

15

1

9

Обобщающее построение

5

1

 

 

Требования к математической подготовке учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать/понимать:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа;

должны уметь:

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени;
  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные выражения рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученные результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
  • работать в группах;
  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации

 

Список методической литературы по предмету

для учащихся:

  1. Алгебра-8. Ч. 1. Учебник / А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2007.
  2. Алгебра-8. Ч. 2. Задачник / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2007.
  3. Алгебра-8. Рабочая тетрадь / М. В. Волович; под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007.

для учителя:

  1. Алгебра-8. Контрольные работы / Ю. П. Дудницын, Е. Е. Тульчинская; под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007.
  2. Александрова Л.А. Алгебра: 8 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Александрова: под ред. А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2007.
  3. Государственный стандарт основного общего образования по математике.
  4. Алгебра: 8 класс. Блиц-опрос. / Е. Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2008.
  5. Комиссарова И.В. Поурочное планирование по алгебре: 8 класс: к учебнику  А.Г. Мордковича "Алгебра. 8 класс" / И.В. Комисарова, Е.М. Ключникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  6. КОНТРОЛЬНЫЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АЛГЕБРЕ: 8 КЛАСС: к учебнику А.Г. Мордковича "Алгебра. 8 класс" / М.А. Попов. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  7. Мордкович А.Г. Алгебра. 7-9 кл.: Методическое пособие для учителя. – 3-е изд. -  М.: Мнемозина, 2004.
  8. Мордкович А.Г. Алгебра. 7-9 классы. Тесты для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская; под ред. А. Г. Мордкович. -  М.: Мнемозина, 2009.
  9. Программы. Математика. 7-9 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2009.
  10. Рурукин А.Н. Поурочные разработки по алгебре: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  11. ТЕСТЫ ПО АЛГЕБРЕ: 8 КЛАСС: к учебнику А.Г. Мордковича "Алгебра. 8 класс" / И.В. Комисарова, Е.М. Ключникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

А также дополнительных пособий:

для учащихся:

  1. Кроссворды для школьников. Математика / В. Г. Мантуленко, О. Г. Гетманенко. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  2. Математика. Справочник / О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
  3. Энциклопедия для детей. Математика. Т. 11. – М., 1998.
  4. Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  5. Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

для учителя:

  1. Задачи по математике для любознательных / Д. В. Клименченко. – М.: Просвещение, 2007.
  2. За страницами учебника алгебры / Л. Ф. Пичурин. – М., 1990.
  3. Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
  4. Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.
  5. Олимпиадные задания по математике: 5–8 классы / Н. В. Заболотнева. – Волгоград: Учитель, 2006.
  6. Математические диктанты для 5–9 классов / Е. Б. Арутюнян. – М., 1995.

Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • CD «Витаминный курс. Математика 8 класс» (Руссобит-М);
  • CD «Электронное сопровождение курса. Алгебра 8 кл. Под. ред. А.Г. Мордкович» (Мнемозина);

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:

 

Новости образовани
Календарь
Поиск

Сайт Сериковой Екатерины Александровны © 2024