Главная | Регистрация | Вход | RSSСб, 11.05.2024, 22:08

Сайт учителя математики и информатики Сериковой Екатерины

Содержание
Галерея
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рабочие программы по информатике 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих
целей:
 освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль
информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
 овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом
информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и
средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
 воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
 приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе
проектной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности,
важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно
благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого
его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых,
надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель
данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного
процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена»
с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания
является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность
моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы,
программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей,
которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его
представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление
информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный
процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется
в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует
смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием
типовых программных средств.Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно
автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с
позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин
"гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию.
При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом
этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых
программных средств.
Это позволяет:
 обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в
основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
 систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом
выбранного профиля обучения;
 заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по
преимуществу, системный характер;
 сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при
изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном
стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные
процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в
явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения
информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования,
обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных
информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных,
информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение,
автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как
система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого
движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или
стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда
присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо
системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в
информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их
наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных
требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также
относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования
соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом
изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод
научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса
информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и
самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в
методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это
связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой
деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу
"открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем
является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким
компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех
изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более
подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных
часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более
глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность
осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Моделирование и формализацияФормализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной
форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме
блок-схемы.
Исследование моделей
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных
предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей.
Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
Основы логики и логические основы компьютера
Таблицы истинности. Определение истинности логического выражения. Таблица истинности логического выражения. Равносильность
логических выражений. Функция импликации. Функция эквивалентности. Преобразование логического выражения. Решение логического уравнения.
Логическая задача. В редакторе схем нарисовать логические и электрические схемы логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».
В компьютерном конструкторе «Начала электроники» создать модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».
В редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций.
В редакторе схем нарисовать логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел. В редакторе схем нарисовать
логическую схему триггера.
Компьютерные коммуникации. Основы сайтопостроения
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство
повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете.
Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые
информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Компьютерные сети.
Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по
Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам,
адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов.
Форматирование текста и размещение графики.
Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта
Основы социальной информатикиИнформационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной
деятельности человека. Информационная безопасность.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров,
графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения
зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения-
контрольной работы.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности,
литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности,
при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,
которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники
безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию
учителя.


Литература
1. Н.Д.Угринович. Программа по информатике и ИКТ. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
2. Информатика и ИКТ . Учебник. 10 класс. /Под редакцией Н.Д.Угриновича. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
3. Методическое пособие для учите6ля «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.
Н.Д.Угринович.
4. И.Бородаева. Компьютерная графика и анимация. Векторная графика: Corel Draw. Пособие для учащихся. Ростов-на-Дону.
2009 г
5. И.Бородаева. Компьютерная графика и анимация. Векторная графика: Corel Draw. Пособие для учителя. Ростов-на-Дону.
2009 г
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» -2002- № 6 - с.11-40.
7. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по информатике.
8. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям

Новости образовани
Календарь
Поиск

Сайт Сериковой Екатерины Александровны © 2024