Главная | Регистрация | Вход | RSSСб, 11.05.2024, 14:06

Сайт учителя математики и информатики Сериковой Екатерины

Содержание
Галерея
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Схема анализа и самоанализа ( по Б.П. Есипову)

Цель урока: чего учитель хотел добиться на уроке; насколько это было ясно. Как цель  урока была  доведена до сознания учащихся, какими приемами.

Содержание урока: его  научная достоверность, грамотность; доступность для учащихся  данного возраста; соответствие  содержания программным установкам; моменты связи учебной работы с практикой; есть ли в уроке моменты связи теории с практикой или это следует считать упущением;  моменты связи урока с другими дисциплинами.

 Методическая  сторона урока

1.На какие части урок распадался, насколько удачна последовательность этих частей; насколько удачно было  сочетание  различных методических приемов.

2. Какие из следующих элементов  педагогического процесса имели место на уроке: повторение,  связь с предыдущим; стимулирование  на новую работу; сообщение и изучение нового; тренировка ( упражнение); закрепление и фиксация; применение знаний , умений , навыков на практике; проверка  выполнения работы и усвоения знаний;  организующие моменты (планирование , организация на работу, дача задания на дом и т.п.)какое было сочетание  этих элементов на уроке, насколько оно удачно.

3. Насколько удачно на  данном  уроке было  соотношение между  изложением со стороны учителя  и самостоятельной работой учащихся.

4.  Приспособленность методических  форм  и приемов, употребляющихся на уроке, к возрастным особенностям учащихся.

5. Если на уроке фигурировали письменные задания, то каково качество этих заданий.

 Учащиеся  и учитель на уроке:

1. Насколько правильно  осуществлял учитель свое руководство в различные моменты урока.

2.Насколько детям было интересно.

3.  как было организовано и захвачено их внимание.

4. насколько дети были инициативны, активны ( не было ли  подмены детской работы  работой учителя или , наоборот, необоснованный расчет на полную самостоятельность и  самодеятельность учащихся).

5. Дифференцированный подход учителя  к различным категориям  учащихся.

6. Случаи нарушения дисциплины учащимися на уроке. Чем они вызваны , 

Примерная схема  анализа ( самоанализа) здоровьесберегающей функции урока.

Требование  к уроку

 Способы реализации требования

1

Комплексное планирование  целей урока, в том числе задач, имеющих оздорови-тельную направленность

Цели и задачи урока имеют здоровье сберегающую направленность, формируют отношение к здоровью человека как ценности, способствуют  формиро-ванию потребности  в здоровом  образе жизни

2

Обеспечение необходимых  санитарно-гигиенических условий обучения

Наличие оптимального светового  и теплового режима в  кабинете, условий безопасности , соответству-ющих СанПиНам мебели, оборудо-ванию, оптимальной окраски стен и т.д.  Организовано сквозное  провет-ривание до и после  занятий и частичное -на переменах. Проводится влажная  уборка кабинета между сменами.

3

Научная организация труда на уроке:

 

А)

Обеспечение сильной, оперативной и надежной прямой связи в  управлении учебным процессом

Сила прямой связи- воздействие на ученика знанием и вниманием. Оперативность- быстрая, без искажения передача информации от  учителя  к ученику. Надежность- компетентность учителя, умение стимулировать мотивацию ученика

Б)

 Обеспечение сильной, оперативной и надежной обратной связи в управлении учебным процессом

Разработана система  обратных связей, которая необходима не только учителю, но и ученику, чтобы знать о своих достижениях.

 Самооценка ученика и его успехи  самые высокие, когда учитель хвалит  и не помогает, низкие-  ругает и не помогает,  очень низкие-  ругает и помогает.

 

Требование  к уроку

 Способы реализации требования

В)

 Обеспечение первичной и  вторичной априорной настройки учеников

Первичная  априорная настройка связана  с желанием учиться . Вторичная – когда знаешь значимость предмета, а учителя- только хорошие.

Г)

Обеспечение  привлекательности предмета и урока

  Предмет и урок должны чем- то привлекать: актуальной темой, оригинальной формулировкой темы, эмблемой- символом, перспективой получения  недоступных ранее знаний и т.д.

Д)

Обеспечение первичной и вторичной апостериорной  настройки учеников

Первичная – когда ученик попадает в мир школы и  класса. Вторичная – захватывает начало урока: за это время ученик должен увлечься настолько, чтобы ни одна  посто-ронняя мысль не пришла к нему в голову.

Е)

 Учет индивидуальных особенностей врабатывания учащихся

Учитываются  индивидуальные особенности  естественных биорит-мов учащихся. Первая часть урока не загружается ответственным ма-териалом. Заинтересовать учащихся и  изложить «правила игры».

Ж)

 Обеспечение  фактора  фиксации  внимания  в фазе устойчивой работоспособности

Досконально продумывать план урока, не давать ученику отвлечься. Изложить и обсудить  основной материал.

З)

Обеспечение оптимального соотношения  между физическим и  информационным объемом урока

Не выходить за пределы  норм и критериев  переработки информа-ции.  Не допускать информацион-ной перегрузки учащихся ( не переходить на скороговорку, не читать по бумажке,  использовать паузы для акцентировки, соображения, отдыха)

И)

 Обеспечение  преодоления информационных барьеров

Умение преодолевать резонансный ,  образовательно-языковый, профессионально-языковый и национально-языковый барьеры.

К)

 Оптимальный ритм труда

  Найдено правильное соотношение между темпом и информационной плотностью. Оно варьируется с учетом физического состояния и  настроя учащихся. Темп умело сочетается с ритмом.

Л)

Обеспечение и  привычной последовательности  и систематичности работы

Сформированы традиционные алгоритмы урока. Учитель и ученики  своевременно готовят себя к уроку

М)

  Обеспечение мемориальной  информативности на уроке

Учитывая, что впервую очередь запоминается необычное , учитель умело совмещает привлечение с запоминанием, « завязывает  узелки», используя удивительные факты, яркие образы, бытовые примеры и т. д.

Н)

 Обеспечение возвратной  информативности на уроке

Используется  эффект  глубины изложения, богатства содержания, блеска речи и т. д.   Ученики должны идти не только на урок , но и на учителя!

О)

 Планирование обоснованных с точки зрения здоровья  переходов от одного этапа урока к другому

 Своевременно обнаруживается  наступление фаз неполной компен-сации, устойчивого снижения  рабо-тоспособности, « взрыва». Прини-маются необходимые  меры  к ак-тивному отдыху и восстановлению.

П)

 Обеспечение правильного чередования  труда и отдыха, смены одних форм труда другими.

Для снятия психоэмоционального и статического напряжения активно используются  физкультминутки ипаузы общего и специального воздействия

 №

Требование  к уроку

 Способы реализации требования

Р)

  Сохранение функции зрения

Используются медико-гигиени-ческие  приемы сохранения функ-ции зрения, методика  активизации мышечного тонуса и моторно-коор-динаторных  сенсорных тренажей по В.Ф. Базарному и др.

С)

  Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся

Подобрана соответствующая  воз-расту мебель.Ведется системати-ческий контроль за осанкой  детей

Т)

 Соблюдение норм домашних заданий

строго выполняются  требования к объему д/з, предусмотренные СанПиНами.

У)

Своевременное окончание урока

 Звонок – для ученика!

4.

  Обоснованность ( с точки зрения сохранения здоровья учащихся)  методов, применяемых учителем

 Учитель грамотно применяет методы  принуждения(постановка единой задачи, опрос, оценивание, распределение обязанностей), свободного выбора ( беседа, выбор игрового действия, свобода твор-чества),самопознания и развития ( познавательных процессов, эмоцио-нальной сферы, волевой сферы, коммуникативности, самооценива-ния) с акцентом на последние

5.

  Разумное сочетание  видов деятельности ученика на уроке

 Наряду с  рутинной  ( слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы), на уроке широко пред-ставленыигровая ( групповая, парная , индивидуальная) и твор-ческая деятельность учащегося.

6

 Обеспечение  мотивации деятельности ученика

Наряду с внешней(оценка, похвала учителя, стремление опередить других), на уроке проявляется и внутренняя(стремление больше узнать, поделиться знаниями)мотивация учеников

 

 

Новости образовани
Календарь
Поиск

Сайт Сериковой Екатерины Александровны © 2024