Главная | Регистрация | Вход | RSS | Вс, 12.05.2024, 08:16 |
Сайт учителя математики и информатики Сериковой Екатерины | |
Приветствую Вас Гость |
|
Рабочие программыПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Основные определения и функции рабочей программы Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения. К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса». Примерная (типовая) учебная программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). Примерная программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. Информационно- методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины, модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), а также курсов по выбору (элективные курсы). Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация. Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ и согласно статьи18.2.2. ФГОС должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы. Программы отдельных учебных предметов, курсов согласно ФГОС должны содержать:
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения– нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения является основным компонентом основных образовательных программ, средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся. Целью разработки Рабочей программы является сохранение единого образовательного пространства учреждения и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). В соответствии со статьей 32, п.7 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ обозначено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами (п.5). В пункте 5.2 этой же статьи указано, что примерные основные образовательные программы школы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Таким образом, в соответствии с действующим законодательством РФ, педагогический работник должен строить свою деятельность на основе рабочей программы. Таким образом, учитель математики встает перед необходимостью разработки рабочих программ по математике. Напомним словарное значение слова «программа»: план деятельности, работ; содержание основных положений и целей; документ с основными направлениями работы. В современных условиях стоит разделить программы по следующим категориям:
Примерные учебные программы по математике и учебные программы к учебникам носят рекомендательный характер и являются основой для составления педагогами рабочих программ по предмету, учитывающих региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, образовательные запросы обучающихся и их уровень подготовленности по математике, возможности использования образовательной среды школы (методическое, информационное, техническое обеспечения учебного процесса и т. д.). Слово «рабочая» определяет нормативность данного документа применительно к образовательному процессу, к конкретной учебной дисциплине. Отсюда следует, что рабочие программы носят точный, конкретный характер в отличие от примерных учебных программ, разработка которых обеспечивается государственными органами управления образованием (Закон РФ «Об образовании», ст.14, п.5). Задачи Рабочей программы - конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета «Математика» с учетом особенностей учебного процесса образовательного учреждения и контингента обучаемых. Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и походит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения на основе примерных программ по учебным предметам, авторских программ. Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы, должно соответствовать Региональному базисному плану общеобразовательных учреждений Нижегородской области, утвержденному приказом Министерства образования Нижегородской области от 4 марта 2005 года № 57. Обязательный минимум содержания каждой Рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной образовательной программой и Федеральным государственным образовательным стандартом. Необходимость отражения в Рабочей программе данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры (данная структура Рабочей программы носит примерный рекомендательный характер). К ним относятся:
Основные характеристики компонентов Рабочей программы 1. Титульный лист содержит:
Примерный титульный лист представлен в Приложении 1. 2. Назначение пояснительной записки: • кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников; • дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения. В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:
Пояснительная записка должна быть лаконичной (Приложение № 2). 3. Элемент структуры Рабочей программы «Учебно-тематический план» отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год). Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы. Примерная форма учебно-тематического плана представлена в Приложении № 3. 4. Основное содержание учебного предмета включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания. Пример содержания учебного курса описан в Приложении № 4. Принципы формирования содержания учебного предмета :
При разработке раздела необходимо руководствоваться следующим:
Порядок записи в разделе:
5. Элемент структуры «Требования к уровню подготовки обучающихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях обучающихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). |
|
Сайт Сериковой Екатерины Александровны © 2024 |